06 НОЯ, 04:26 МСК
USD (ЦБ)    97.5499
EUR (ЦБ)    106.1426


Кому достанется Арктика?

15 Октября 2013 9824 0 Новые возможности
Кому достанется Арктика?

Арктика все отчетливее превращается в арену столкновения интересов разных стран. Как расценивать в такой ситуации предложения профессора ВШЭ Сергея Медведева об установлении моратория на экономическую деятельность в этом регионе? Насколько российская политика в этом регионе соответствует интересам государства?

Как разделить Арктику?

К Северному Ледовитому океану выходят территории пяти государств: Российской Федерации, США, Канады, Дании и Норвегии. Исторически сложилось так, что весь Ледовитый океан, вместе со всеми землями и островами, эти страны поделили между собой на сектора. Основанием каждого такого сектора служит побережье этого государства, а боковыми линиями — меридианы от Северного полюса до восточной и западной границ этого государства.



Однако в 1982 году была принята Конвенции ООН по морскому праву, которая ввела другие принципы разграничения. Согласно ей, полный суверенитет прибрежного государства распространяется лишь на 12-мильную зону территориальных вод, на воздушное пространство над ней, на ее дно и недра. Кроме того, устанавливается 200-мильная исключительная экономическая зона. Дно морей и океанов и недра под ними, не находящиеся под чьей-либо юрисдикцией, объявляются общим наследием человечества, то есть все государства мира имеют равные права на разработку их природных ресурсов, и любое из них имеет право подать в ООН и иные специализированные международные организации заявку на разработку ресурсов морского шельфа. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию в 1997 году – к этому моменту документ был подписан 159 государствами и в 108 из них ратифицирован. Став 109-м государством, Россия потеряла суверенные права на 1,7 млн кв. км своего арктического сектора.



Изображения с сайта Издательского дома «Первое сентября»

Интересно, что США до сих пор не ратифицировали эту конвенцию, утверждая, что она ущемляет их национальные интересы.

Линии, обозначающие боковые пределы полярных секторов, по современному международному праву, не признаются государственными границами. И за последние пару десятилетий Россия фактически лишилась еще ряда арктических территорий. Так, в 2010 году в Мурманске президент Дмитрий Медведев подписал договор с Норвегией о разделении пополам спорной зоны в Баренцевом море (примерно 175 тыс. кв. км). Фактически этот договор закрепляет наш отказ от значительного территориального сектора в Баренцевом море и сужение акватории для рыболовецкого флота. Недавно выяснилось также, что участок шельфа Баренцева моря, который Россия передала Норвегии по этому соглашению, оказался богатой нефтегазоносной провинцией. По данным Нефтяного директората Норвегии (NPD), два года сейсморазведки показали наличие в районе извлекаемых запасов не менее 1,9 млрд баррелей углеводородов (15% — нефть), что подняло оценку извлекаемых шельфовых запасов Норвегии на 11% – до 18,7 млрд баррелей, сообщает Reuters.

При этом Мурманский договор не упоминает принятые раньше резолюции, устанавливающие демилитаризованный статус Шпицбергена и право на ведение хозяйственной деятельности СССР и его особые экономические права в архипелаге. Отсутствие ссылки на эти соглашения позволяют Норвегии поставить вопрос о пересмотре статуса Шпицбергена, включая ликвидацию российских поселений. Более того, этот неудачный для России договор США восприняли как свидетельство того, что наша страна готова идти на уступки в территориальных спорах. Теперь американские эксперты пытаются применить «мурманскую схему» к решению проблем Берингова моря, а, возможно, и всего «проблемного района» между Восточно-Сибирским морем и Беринговым проливом.

Сегодня государства пытаются расширить свои полярные владения новым способом – доказать, что дно океана является продолжением той части континентальной плиты, на которой расположено государство. Так, Канада, Дания и Россия спорят сегодня за трансарктический хребет Ломоносова. По сути, это трансарктический мост протяженностью 1800 км и шириной 200 км. Если Россия докажет, что этот хребет является продолжением ее континентального шельфа, то это закрепит за нашей страной почти половину поверхности океана, включая Северный полюс.

Есть, за что спорить

По оценке российских и американских геологов, под дном Северного Ледовитого океана сосредоточено до 25% мировых запасов нефти и газа. В российском секторе, по предварительным данным, сосредоточено до 80% потенциальных углеводородных запасов России. В Баренцевом, Карском и Печорском морях уже открыты 20 месторождений нефти и газа. Кроме того, на шельфе Арктики есть платина, золото, алмазы, редкоземельные металлы и т. д.

Интерес к освоению арктических ресурсов подогревается прогнозами о глобальном потеплении. О своих экономических интересах в Арктике заявляют не только пять приарктических стран и северные Исландия, Финляндия и Швеция, но и страны, весьма далекие от этого региона. Все они имеют полное право работать в свободной экономической зоне. Свои исследования в полярной зоне проводят Германия, Индия, Япония, Корея.

Правда, в своих прогнозах ученые не единодушны. Так, директор Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Иван Фролов на недавнем международном форуме «Арктика. Настоящее и будущее» в Санкт-Петербурге заявил, что в ближайшие 10 лет существенных изменений в Арктике не ожидается. Для более долгосрочных прогнозов нужны дополнительные исследования.

Китай рвется на Север

Активнее всех действует Китай. Несколько лет назад один китайский инвестор пытался купить на территории Исландии за 100 млн долларов большой участок в 300 кв. км под предлогом создания экологического парка. Тогда, имея территорию за Полярным кругом, Китай получил бы основание не ограничиваться статусом наблюдателя в Арктическом совете, а добиваться постоянного членства. Однако власти Исландии на такой шаг не пошли. Китай активно занимается полярными исследованиями. В норвежской зоне архипелага Шпицберген в Баренцевом море работает китайская научная станция «Хуанхэ». Китайская национальная корпорация по добыче шельфовой нефти (CNOOC – 70% принадлежит государству) в партнерстве с исландской группой Eykon Energy приняла участие в тендере на получение лицензии на разведку и добычу углеводородов у северного побережья Исландии.

Еще одна крупная компания – Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) – приобрела 20-процентную долю в проекте «Ямал СПГ». Помимо китайцев, в ОАО «Ямал СПГ» вошли также «НОВАТЭК» (60%) и «Total» (20%). Проект предусматривает строительство завода, на котором природный газ Южно-Тамбейского месторождения будет сжижаться и закачиваться в крупнотоннажные СПГ-танкеры. Мощность завода – примерно 16,5 млн тонн сжиженного газа в год. Параллельно здесь будет создаваться морской порт, а в районе поселка Сабетта на Обской губе будет построен аэропорт. По данным газеты «Ведомости», капитальные затраты на реализацию проекта превысят 20 млрд долларов. Финансироваться он будет консорциумом, в который вошли Банковская корпорация развития Китая (CDB), Промышленный и коммерческий банк Китая (ICBC), Банк Китая (BoC) и Китайский строительный банк (CCB).

На этом фоне показательно звучат слова адмирала Народно-освободительной армии Китая Инь Чжо о том, что «Арктика не принадлежит кому-либо, а является достоянием всего мира». При этом «Китай как страна, где проживает пятая часть населения всего Земного шара, должен непременно принять участие в арктическом освоении».

Сегодня Китай намерен активно осваивать новые арктические маршруты. По мнению китайских специалистов, это позволит КНР снизить себестоимость морских перевозок на 120 млрд долларов в год, значительно сократив время доставки грузов и расход топлива. Северный морской путь почти на 4,5 тыс. км короче, чем путь через Суэцкий канал. Изменившиеся климатические условия позволяют проводить по нему суда с июля по конец ноября. Заместитель директора Китайского Центра по изучению полярных территорий Управления исследований океана Ли Юаньшэн заявил о необходимости предоставления Китаю прямого доступа к Северному морскому пути: «Для нас вопрос освоения Арктики ключевой. И мы бы хотели, чтобы Россия не только пошла навстречу в исследовательском плане, но и предоставила благоприятные условия для прохода наших судов через свои воды». Эксперт Китайского института международных проблем Юань Цзунцзэ высказался еще откровеннее: «Северный морской путь является глобальным общим достоянием и не может управляться отдельными государствами». Исходя из этой риторики, существует вероятность того, что в будущем Китай может потребовать предоставления Северному морскому пути статуса нейтральных вод.

Китай создает специальный северный флот. В 1993 году он купил у Украины самый большой ледокол в мире (в своем классе) – дизель-электроход «Снежный дракон». Он, правда, не рассчитан на льды более 1,5 метров толщиной, но китайцы заявляют, что строят ледокол, способный преодолевать льды 4,5 метров толщиной. Недавно по Северному морскому пути из порта Тайцан до голландского Роттердама прошел китайский сухогруз Yong Sheng – на две недели быстрее, чем продолжалось бы плавание по обычному маршруту через Индийский океан и Суэцкий канал. Разрешение на проход получили также китайские суда Da Cai Yun, Hong Xing. Также есть разрешение на плавание по СМП судна Nordic Bothnia, ходящего под флагом Гонконга.

Линда Якобсон, руководительница программы изучения Китая в свете проблем глобальной безопасности Стокгольмского института исследования проблем мира, опубликовала исследование «Китай готовится к Арктике, свободной ото льда». Она предполагает, что у России, контролирующей существенную часть региональных ресурсов, нет ни технологий, ни капитала для добычи этих богатств. Поэтому она считает возможным создание трехсторонних совместных предприятий для добычи в российских водах с привлечением китайских капиталов и западных технологий.

Арктические провокации

В 1876 году на международной конференции в Брюсселе страны Запада заявили, что государства, которые располагают большими природными богатствами, но не имеют ресурсов для их освоения, должны раскрыться перед развитыми странами, или их принудят к этому силой. Тогда речь шла о странах Африки, но с тех пор акцент заметно сместился в сторону России. И сегодня подобная риторика прорывается в высказываниях западных политиков. Для подготовки будущей интернационализации ресурсов в российском секторе Арктики США и Запад активно используют экологическую тематику.

С учетом всего вышесказанного, и боевая акция «Гринпис», и воззвание Сергея Медведева приобретают довольно провокационный характер. Профессор ВШЭ предлагает отказаться от исключительных экономических зон в Арктике, а также и вообще от военной деятельности, добычи природных ресурсов, промыслового рыболовства и транзитного коммерческого судоходства. Он утверждает, что Россия не может рационально и бережно использовать свои территории и потому уже утратила суверенитет над значительной их частью.

Все это служит аргументами в защиту осужденных «за пиратство» гринписовцев. Примечательно, что своей мишенью они выбрали не действующие норвежские буровые, а российскую платформу, которая еще не была запущена в работу. Справедливости ради отметим, что в Норвегии «Гринпис» тоже протестует – но исключительно мирно, никаких противоправных действий не совершая. Российская «Приразломная» подвергается их атаке уже не первый раз. Видимо, предыдущие акции, обошедшиеся без арестов, они сочли недостаточно резонансными. Момент атаки тоже был выбран не случайно, а приурочен к проведению Арктического совета, собравшего представителей всех стран региона. Ряд политиков считает, что арест и избиение российского дипломата Дмитрия Бородина в Нидерландах призван оказать давление на российские власти с тем, чтобы участники акции были отпущены на свободу.

Российская Арктика сегодня

Предложение профессора ВШЭ отдать российскую зону Арктики под управление международного сообщества Владимир Путин назвал «полной глупостью», заявив, что «Арктика – неотъемлемая часть Российской Федерации, находящаяся под нашим суверенитетом в течение нескольких веков. Так оно и будет оставаться во все последующие времена». По его словам, у побережья Норвегии находятся американские атомные подводные лодки. «Подлетное время американских ракет из этого региона мира до Москвы – 16-17 минут. Говорить в этих условиях, что этот регион должен быть отдан под чье-то управление – полная глупость. Это антинародная позиция, я уже и не говорю – непатриотичная», – подчеркнул Путин.

Однако и позицию российского правительства относительно Арктики нельзя оценить однозначно. Ведь за последние два десятилетия Россия свернула большинство северных программ, и эти заброшенные станции и свалки дали лишний повод упрекнуть нашу страну в неумении бережно относится к своим ресурсам и территориям. Грузооборот «Севморпути» за последние 17 лет сократился в 5-6 раз. Невостребованными оказались практически все северные порты, которые сегодня влачат жалкое существование. Между тем, Северный морской путь обеспечивает стратегическую безопасность России, ведь он проходит только по нашим водам, не зависит ни от чьих границ, и именно он является самым безопасным и кратчайшим путем для доставки грузов из Тихого океана в Атлантический.

Сегодня на волне всеобщего интереса к Арктике власти наконец заявили о возрождении Севморпути. Если в 2010 году по СМП прошли всего четыре судна, то в 2011 году их было уже 34, а в 2012-м – 46. В этом году российские власти выдали разрешения на совершение 400 рейсов. Однако сегодня Севморпуть фактически надо воссоздавать заново, подчеркивает ученый-арктиковед Михаил Жуков. Чтобы открыть арктические порты для захода иностранных судов, надо хотя бы убрать огромные свалки металлолома, оставшиеся после экстренных эвакуаций и ликвидаций военных и гражданских структур. Надо восстанавливать инфраструктуру обслуживания судов – сейчас их обслуживать некому и нечем. Нужно воссоздавать системы обеспечения судов бункером, водой, водолазным осмотром и срочным ремонтом. Чтобы иметь возможность менять экипажи судов, надо восстановить аэродромы, которые были раньше при всех портах. Нужно восстанавливать гидрометеорологическое обеспечение трассы на новой технической основе.

Все это еще впереди. На сегодня пока принято решение о реанимации военной базы на Новосибирских островах, откуда военные ушли в 1993 году. Здесь будет восстановлен аэродром и организована совместная работа представителей МЧС, гидрологов, специалистов-климатологов, чтобы обеспечить безопасность и эффективность работ на Севморпути. Помимо этого из госбюджета выделено 910 млн рублей на создание 10 комплексных аварийно-спасательных центров МЧС. Первые два из них открыты в Нарьян-Маре и Дудинке, остальные до 2015 года должны быть созданы в Певеке, Мурманске, Архангельске, Воркуте, Надыме, Анадыре, Тикси и поселке Провидения.

«Газпром», «Роснефть» и государственные интересы

Программа освоения углеводородов на континентальном шельфе России предусматривает к 2030 году доведение уровня добычи нефти и газоконденсата до 10 млн тонн, газа – до 170 млрд кубометров в год. В качестве основных районов добычи определены Баренцево соре, Обская и Тазовская губы. Российские власти намерены стимулировать разработку нефтегазовых месторождений на шельфе Арктики посредством долгосрочных налоговых льгот.

На форуме в Сочи президент «Роснефти» Игорь Сечин сообщил о том, что его компания намерена начать разведочное бурение в Карском море и открыть месторождение с запасами 3,5 млрд тонн нефти и 11 трлн кубометров газа. Объем инвестиций в исследования Карского моря по итогам 2013 года составит более 1,5 млрд руб. Партнерами «Роснефти» по освоению арктических месторождений являются ведущие энергетические корпорации мира – американская ExxonMobil, норвежская Statoil и итальянская Eni. При этом напомним, 19,75% акций самой «Роснефти» находятся в собственности компании British Petroleum.

Для освоения месторождений Карского моря «Роснефти», по заявлению ее вице-президента, потребуется 500 судов обеспечения. ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) не способно обеспечить такие потребности, поэтому суда придется заказывать, в том числе, за границей. А для того чтобы в будущем этого избегать, «Роснефть» в составе консорциума инвесторов планирует приобрести проект суперверфи в Большом Камне (Приморский край) и часть других активов, входящих в состав Дальневосточного центра судостроения и судоремонта ОСК.

Что же касается «Газпрома», то он намерен осваивать российский арктический шельф совместно с британско-нидерландской компанией Royal Dutch Shell. При этом в самом «Газпроме» государству принадлежит лишь 50,002% акций. Владельцы остальных 49% не афишируются. Известно лишь, что 26,955% акций компании вложено в американские депозитарные расписки, выпущенные американским Вank Of New York Mellon.

И «Газпром», и «Роснефть» изрядную часть своей продукции сбывают через Gunvor Group, принадлежащую в равных долях двум жителям Швейцарии – гражданину Финляндии Геннадию Тимченко и гражданину Швеции Торнбьерну Торнквисту.

С учетом всех этих обстоятельств профессор ВШЭ парадоксальным образом оказывается прав: добыча арктических углеводородов не принесет особой выгоды России и обогатит в основном неких частных владельцев и зарубежные корпорации.

Далее читайте:

Либерализация экспорта сырья: лед оттаял
Испытание Севером или изобретатель из Белоруссии
«Поморский проект» как росток баобаба
Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more